О судостроительном кластере

В настоящее время Правительством Калининградской области ведется работа по формированию промышленного судостроительного кластера. В число потенциальных участников Кластера входят судостроительные и судоремонтные компании, а также производители судового комплектующего оборудования.

Название кластера – «Кластер судостроения и судоремонта Калининградской области».

07.11.2018 ФГОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» совместно с центром кластерного развития фонда «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области» (микрокредитная компания)» официально зарегистрирована специализированная организация кластера, а исполнительным директором назначен сотрудник ФГОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» Е.А. Чуреев.

  • Ключевая специализация участников — вид деятельности по коду 30.1 «Строительство кораблей, судов и лодок», включающий две группы «30.11 — Строительство кораблей, судов и плавучих конструкций» и «30.12 — Строительство прогулочных и спортивных судов».
  • Число участников, ед. – 15 организаций, включая ПСЗ «Янтарь» и ООО «СРЗ «Преголь».
  • Число работников, ед.: около 4000 чел.
  • Год создания — 2018 г.
  • Территория базирования — Калининградская область.
  • Инфраструктура (образовательная, инновационная, транспортная, энергетическая, инженерная, социальная): ФБГОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», Промышленная зона Калининградской области «Храброво», фонд «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области» (микрокредитная компания)».
  • Статус разработки и согласования стратегии развития кластера — Программа развития кластера в настоящее время разрабатывается ФБГОУ ВО «Калининградский государственный технический университет». Заказчик – фонд «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области» (микрокредитная компания)».
  • Возможные инвестиционные проекты участников:
    • Модернизация производственных мощностей ПСЗ Янтарь (направление металлообработки, окраски и литейного производства);
    • Модернизация производственных мощностей ООО «Светловский Судоремонтной завод» (строительство новой верфи);
    • Организация производства судовых иллюминаторов;
    • Организация производства судовой мебели.
  • Возможные совместные проекты участников: локализация специализированного производства комплектующих для кораблей и судов, создание инжинирингового центра, создание ресурсного центра.
  • Объем произведенной продукции, выполненных работ и услуг – более 10 млрд рублей в 2017 году.
  • Объем инвестиций в отрасль – более 0,5 млрд. рублей в 2017 г.

Предприятия-участники Кластера обладают уникальным научно-техническим и производственным потенциалом, позволяющим осуществлять выпуск широкого спектра перспективной и наукоемкой продукции.

Ключевые направления научно-технического и производственного развития Кластера:

  • Повышение конкурентоспособности и экономического потенциала участников Кластера
  • Создание условий широкого доступа к инновациям, новым технологиям и техническим решениям, обеспечение трансфера технологий посредством кооперации участников Кластера;
  • Создание условий для привлечения высококвалифицированных кадров в судостроительную отрасль и смежные сектора, а также развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических, управленческих кадров и производственного персонала;
  • Модернизация и комплексное развитие инфраструктуры Кластера;
  • Создание возможностей для запуска совместных инвестиционных проектов, в том числе упрощение доступа участников Кластера к финансовым (кредитным) ресурсам и мерам государственной поддержки;
  • Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Кластере;
  • Внешнеэкономическая интеграция и рост конкурентоспособности участников Кластера, основанные, в том числе на поддержке проектов Кластера на отечественных и зарубежных рынках.

Конкурентные преимущества кластера:

  • Наличие сильных промышленных судостроительных и судоремонтных предприятий – потенциальных партнеров;
  • Наличие мер государственной поддержки в регионе;
  • Наличие выстроенной системы подготовки высокопрофессиональной кадров для судостроительной отрасли и смежных секторов;
  • Наличие развитой транспортной инфраструктуры с высоким запасом по пропускной способности (Калининградский морской торговый порт, круизный терминал в г. Пионерский, железнодорожный паромный комплекс в г. Балтийский) и удобным доступом к ключевым рынкам.